Социальный пол и проблемы населения English

Господа студенты, кафедра народонаселения предлагает Вам спецкурс "Социальный пол: экономическое и демографическое поведение", в котором речь пойдет о гендерных исследованиях в таких областях человеческой жизнедеятельности как "экономическое" и "демографическое" поведение, затрагивающих важнейшие события нашей жизни: работа и карьера, зарплата и пенсия, семья и рождение детей. Поговорим о социальных ролях мужчин и женщин и ответим на ряд вопросов. ? Что такое социальный пол? Какие стереотипы на нас давят? Какова взаимосвязь общественного строя и социальных отношений полов? Как распределяются профессиональные и семейные роли среди мужчин и женщин и кто при этом выигрывает? Как ущемляются права мужчин и женщин по признаку пола?
? С чем связаны "волны женской занятости" в индивидуальной и общественной биографии женщин? Микро и макро модели сегрегации женщин на рынке труда? ? Обеспечивающий семью мужчина: кормилец, "альтруист" или диктатор? Какие теории домохозяйств занимались вопросами пола? Социальная стратификация и отношения полов: влияет ли доход семьи на распределение власти в семье? "Цена" домашнего труда? ? Система пенсионного обеспечения работает в основном для наших бабушек, ибо дедушки, как правило, живут меньше? Почему мужчины живут меньше? Дифференциация смертности по причинам у мужчин и женщин? ? Планируют ли мужчины своих детей? Роль мужской контрацепции? "Телега впереди лошади" или высокий уровень абортов в России? Сексуальная революция была нужна только женщинам? Потребность мужчин и женщин в официальном браке и в "крепкой семье"? ? Как качество жизни связано с тем, к какому полу Вы принадлежите? ? Какие меры социальной политики могут быть опасными с точки зрения равноправия полов? Плюсы и минусы протекционизма?

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
Автор программы и преподаватель: к.э.н. Калабихина И.Е.
Курс по выбору предназначен для
студентов-бакалавров очного обучения экономического
факультета, читается в 7-ом семестре в объеме 32 часа.
Формы проведения занятий:
Занятия проходят в форме семинарских занятий с активным включением студентов в дискуссию, часть из которых (30%) проходит в компьютерном классе (ауд.444), где решаются практические задачи. По ряду тем предполагается проведение деловых игр и ролевые включения в ходе занятий.

Курс имеет дистанционную форму

Формы контроля:
опросы, доклады, ролевые включения в ходе всех занятий (20%)
практические задачи на ПЭВМ (20%)
контрольный тест (40%)
написание рефератов (20%)
итоговый зачет.
Итоговый зачет проводится в устной форме с учетом результатов теста, реферата, работы в семестре и практических задач. В случае, когда студент набирает 100% баллов в течение семестра, он освобождается от устного зачета.
Содержание курса
Раздел 1. Теоретические основы женских/гендерных исследований и проблем социальных полов.
ТЕМА 1. Терминология. Задачи курса, предмет и методы изучения проблем социальных полов и гендерных отношений.
ТЕМА 2. Эволюция традиционных гендерных ролей.
Раздел 2. Гендерный анализ экономического поведения.
ТЕМА 3. Феминистская критика различных домохозяйственных и поведенческих теорий.
ТЕМА 4. Брачно-возрастные модели женской занятости.
ТЕМА 5. Микроэкономический и макроэкономический анализ сегрегации женщин на рынке труда.
ТЕМА 6. Социальная стратификация и гендерные отношения.
Раздел 3. Гендерный анализ демографического поведения.
ТЕМА 7. Гендерный анализ демографического поведения.
ТЕМА 8. Фактор социального пола в динамике смертности населения. Витальное поведение.
ТЕМА 9. Гендерные аспекты страхования и пенсионного обеспечения.
ТЕМА 10. Здоровье мужчин и женщин.
ТЕМА 11. Фактор социального пола в прокреативном и матримониальном поведении мужчин и женщин.
ТЕМА 12. Мужчины и женщины в миграционных процессах.
Раздел 4. Включение индикаторов гендерного равенства в показатели развития.
ТЕМА 13. ИРЧП, гендерный "субъективизм" и качество жизни.
ТЕМА 14. Воспроизводство человеческого капитала с точки зрения теории социальных полов.
Раздел 5. Гендерная составляющая социально-демографической политики населения.
ТЕМА 15. Гендерная экспертиза мер социально-демографической политики.
ТЕМА 16. Неполные семьи как объект семейной, демографической и социальной политики.