ПРОЕКТ-ПРОГРАММА
Университетская интенсивная школа
по изучению проблем народонаселения.

Организация: кафедра народонаселения экономического факультета
Московского государственного университета им.М.В. Ломоносова.
Длительность проекта: 14 дней.
Участники-лекторы из МГУ: проф. Ионцев В.А., к.э.н. Елизаров В.В.,
к.э.н. Калабихина И.Е., к.э.н. Ананьева Г.Е., к.э.н. Калмыкова Н.М.

ПРОГРАММА ИНТЕНСИВНОЙ (14 ДНЕЙ) ШКОЛЫ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ

Описание учебного процесса
Университетская школа проводится в течение 14 дней (11 дней лекционных и семинарских (по 6 часов) и 1 день для презентации проектов слушателей школы, 2 дня - выходные). Для осуществления обратной связи и для тренинговых целей в последний день обучения проводится краткая презентация проектов слушателей школы по внедрению результатов школы в рабочий процесс на местах. Лекторы открыты для консультаций во время проведения школы.
Предварительно организаторы школы проводят семинар для лекторов школы по общей тематической направленности, целям и задачам школы и тренинг по составлению пакета материалов для слушателей школы. Составляют раздаточный пакет материалов.
Перечень основных раздаточных материалов для слушателей школы
Подготовленные Учебно-методические материалы: пособия и силлабусы (каждый преподаватель готовит силлабус (план лекций, статистические таблицы, графики по теме лекций, авторские пособия, ксерокс статей, библиографию, переводы иностранной литературы), размножаемый для слушателей)
Координатный список всех участников школы (лекторов, администрации)
Информация о школе, размещенная на сайте кафедры
Список сайтов о населении
Программа школы и тематика лекций

Программа школы (проект)
Авторы интенсивого курса: проф. Ионцев В.А., доцент Калабихина И.Е.
Слушатели: Школа рассчитана на 20 слушателей – представителей государственных и иных структур заинтересованной стороны.
Учебная задача: дать слушателям представление о направлениях исследований и методах в изучении населения, показать взаимосвязи экономики и населения, проанализировать цели и методы политики населения, показать возможности использования результатов школы в рабочем процессе слушателей, обеспечить информацией и материалами.
Формы проведения занятий:
Время проведения – 14 дней
11 дней – лекции и семинары
1 день – презентация
2 дня – выходные
Школа рассчитана на 74 часа аудиторной работы.
Формы контроля:
промежуточный контроль: решение задач на ПЭВМ (при условии обеспечения техническими средствами), тесты
итоговый контроль: презентация проектов
Форма обратной связи:
презентация проектов, фокус-группа
открытость лекторов для консультаций


СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ, СЕМИНАРОВ, ЗАНЯТИЙ (14 ДНЕЙ)

Тема 1. Роль демографического фактора в социально-экономическом развитии общества.
Предмет и объект демографии, различные подходы к его определению. Виды движения населения.
Основные направления современной демографии (теоретическая демография, историческая демография, экономическая демография, этническая демография и др.). Система знаний о народонаселении.
Соотношение социального и биологического в развитии народонаселения. Народонаселение и глобальные проблемы современности.
Основные закономерности развития народонаселения: формационный и цивилизационный подходы. Классификация законов народонаселения.
Концепция демографического перехода. Развитие концепции. «Второй демографический переход».

Тема 2. Современные особенности системы источников данных о населении.
Цели и принципы учета демографических процессов и явлений. Основные требования к демографической информации. Качество, полнота и точность собираемой информации о населении и демографических процессах.
Переписи населения.
Текущий учет демографических событий.
Выборочные социально-демографические обследования населения.
Списки и регистры населения.

Тема 3. Интернет-информация о населении.
Типы интернет-информации о населении.
Статистика, законодательная база, анализ, учебные материалы и программы.
Публикации демографических данных (на национальном и международном уровнях).

Тема 4. Численность и состав населения
Численность населения, компоненты ее изменения. Уравнение демографического баланса.
Темпы роста численности населения.
Понятие структуры населения. Показатели структуры населения. Виды структур. Структуры населения по полу и возрасту.
Половозрастные пирамиды: типы, построение и анализ. Тенденции изменений половозрастной структуры в регионах мира.
Структуры населения по брачному и семейному состоянию.
Городское и сельское население. Этническая структура. Социально-профессиональная и образовательная структуры.

Тема 5. Основы демографического анализа.
Анализ динамики общей численности населения. Продольный и поперечный анализ демографических процессов. Сетка Лексиса.
Показатели интенсивности и календаря демографических событий.
Метод демографических коэффициентов. Индексный метод в демографии.
Общие принципы построения демографических таблиц.
Моделирование демографических процессов и структур.

Тема 6. Современные тенденции смертности.
Демографическое понятие смертности. Тенденции смертности в странах мира. Два типа смертности. Теория эпидемиологического перехода.
Общие и специальные показатели смертности. Таблицы смертности.
Применение таблиц смертности в социально-экономическом анализе.
Структура причин смертности.
Социальный прогресс и изменение в структуре смертности по причинам смерти.
Факторы и перспективы дальнейшего роста продолжительности жизни. Измерение активной продолжительности жизни.

Тема 7. Современные тенденции брачности и формирования семьи.
Понятия брака, семьи, домохозяйства. Типы семьи и типы домохозяйства.
Показатели брачности и разводимости. Исторические типы брачности.
Современные тенденции брачности.

Тема 8 . Экономика семьи и домохозяйства.
Экономические теории анализа домохозяйства (неоклассические, институциональные, гендерные подходы). Оценка домашнего труда и свободного времени. Человеческий капитал членов домохозяйства, его воспроизводство. Факторы домохозяйства и этапы жизненного цикла домохозяйств как факторы его экономического положения.
Экономическое положение домохозяйств. Накопленное богатство, доходы, расходы, потребление. Проблемы измерения доходов и их внутреннего распределения в домохозяйстве.
Соотношение государственных социальных расходов (пенсии, стипендии, пособия, дотации и льготы, расходы на образование и здравоохранение) и расходов самих домохозяйств.
Понятие «бедность». Три подхода к определению бедности: абсолютное определение, относительное («по лишениям»), субъективное. Прожиточный минимум.

Тема 9. Современные тенденции рождаемости.
Рождаемость и плодовитость. Естественная рождаемость. Общие и специальные коэффициенты рождаемости. Индексы Э. Коула, ГМЕР Борисова.
Современные тенденции и проблемы рождаемости. Развитие концепций рождаемости. Модели рождаемости (Бонгаартса, Коула-Трассела, Истерлина и др.)
Микроэкономический и макроэкономический подходы к изучению рождаемости.

Тема 10. Современные тенденции миграции населения.
Понятие миграционного движения. Законы миграции Е.Равенштейна. Современная классификация миграционных процессов.
Система показателей объема и интенсивности миграции. Прямые и косвенные методы учета миграционных процессов. Особенности учета международной миграции населения.
Концепция миграционного перехода. Миграция в теории демографического перехода. Миграция и экономическое развитие.
Масштабы мировой миграции. Новые центры притяжения и выталкивания мигрантов.
Качественные изменения в миграционных потоках.
Вынужденная миграция. Нелегальная иммиграция.

Тема 11. Урбанизация: формы, последствия.
Понятие урбанизации. Динамика численности городского населения. Факторы урбанизации. Особенности урбанизации в различных регионах мира.
Последствия "сверхурбанизации" и социально-экономическое развитие.

Тема 12. Воспроизводство населения.
Общее понятие воспроизводства населения. Типы воспроизводства населения.
Понятие режима естественного воспроизводства населения, его показатели.
Использование моделей стационарного, стабильного населения в демографических и социально-экономических исследованиях.

Тема 13. Демографические прогнозы.
История демографических прогнозов. Некоторые результаты прогнозов населения мира и России.
Методологические основы и принципы демографического прогнозирования. Виды и типы демографических прогнозов. Проблема точности прогнозов.
Метод удвоения численности населения. Методы экстраполяции и оценки на будущее общей численности населения. Основные компоненты демографического прогноза. Метод передвижки в расчетах на перспективу структуры населения.
Методы и принципы разработки сценариев демографического прогноза.

Тема 14. Современная демографическая ситуация в (стране проживания слушателей школы).
Динамика численности, поло-возрастной и национальной структур (в стране проживания слушателей школы).
Современные демографические процессы в (стране проживания слушателей школы).

Тема 15. Развитие мирового населения, его влияние на мировую экономику.
Население в глобальных моделях развития. Динамика населения мира, ее региональные особенности.
Демографический взрыв. Рост населения и экономическое развитие. Демографический кризис.
Старение населения и его экономические последствия.

Тема 16. Демографические аспекты формирования рынка труда.
Демографическая характеристика основных элементов развития рынка труда: рабочая сила, трудовые ресурсы, население трудоспособного возраста. Демографические аспекты спроса и предложения на рынке труда.
Формирование и развитие национальных, региональных, международных и мирового рынков труда.

Тема 17. Демография и бизнес.
Демографические аспекты оценки емкости рынка. Демографические факторы в сегментации рынка и методы их изучения. Влияние демографических процессов на принятие решений.
Социально-демографические структуры населения и демографические процессы как фактор внешней среды страхового рынка. Старение населения и перспективы развития рынка страхования дополнительных пенсий.

Тема 18. Индексы человеческого развития.
Понятие ИЧР, развитие индексов качества жизни и развития.
Методология расчета ИЧР. ИЧР с учетом гендерного фактора. Ранги стран и регионов мира.
Использование ИЧР в анализе социально-экономического развития страны.

Тема 19. Гендерный фактор в демографическом и социально-экономическом развитии.
Роль гендерного фактора в демографических процессах. Социальная стратификация и гендерные роли. Демографическое поведение и гендерный фактор.
Гендерные отношения с точки зрения общественно-формационного, цивилизационного подходов и гендерные аспекты процесса глобализации.
Микроэкономический и макроэкономический анализ сегрегации женщин на рынке труда.
Распределение общественных ресурсов и феминизация бедности. Межпоколенные и межгендерные потоки в домохозяйстве.
“Мужские” и “женские” модели адаптации к меняющимся условиям переходного периода.

Тема 20. Демографическая политика.
Демографическая политика: определение, история, методы, эффективность. Семейная политика.
Соотношение демографической, семейной, социальной политик и политики народонаселения.
Региональная демографическая политика. Опыт проведения региональной демографической политики. Приоритеты и механизмы действия.
Необходимость проведения демографической экспертизы в реализации программ социально-экономического развития.
Основные направления регулирования демографических процессов в условиях переходной экономики.

Тема 21. Гендерные аспекты политики населения.
Дефиниции «гендерное равенство» и «гендерная справедливость».
Обоснование необходимости внедрения всеобъемлющих гендерных стратегий в интересах устойчивого развития.
Гендерный аспект разработки и реализации семейной и демографической политики.
Позитивный опыт реализации гендерной политики.
Механизм гендерной экспертизы в реализации программ социально-экономического развития.

Тема 22. Роль международных организаций в формировании политики населения
Опыт проведения демографической политики в мире, критерии ее эффективности. Программы планирования семьи. Деятельность ООН и др. международных организаций в области народонаселения.
Всемирные конференции ООН по народонаселению. 20-летняя Программа действий в области народонаселения и развития, принятая на Каирской конференции ООН в сентябре 1994 г.
Последние международные конференции по населению (EAPS, Хельсинки, 2001; IUSSP, Сальвадор, 2001).

Тема 23. Принципы проведения качественных и количественных исследований.
Виды исследований. Качественные и количественные исследования: типы, область применения, характеристика полученных данных. Возможности и недостатки качественных и количественных методов. Способы группировки исследований разных типов.
Методика проведения анкетного опроса и анализ полученных данных.
Методика проведения фокус-групп, углубленных интервью и анализ полученных данных.
Принятие политических решений с использованием фокус-групповой техники.
Проведение фокус-группы со слушателями школы (тема оговаривается дополнительно)

Тема 24. Проведение презентации проектов слушателей школы.
Краткая презентация (10-15 минут) проектов слушателей школы по внедрению результатов школы в рабочий процесс на местах проводится как для осуществления обратной связи, так и для обмена опытом и идеями внедрения результатов школы в рабочий процесс.